Резолюция Всероссийского Съезда учителей биологии


Резолюция Первого Всероссийского Съезда учителей биологии.

Москва, 30 июня 2011 года.

Скачать в формате PDF

Первый Всероссийский Съезд учителей биологии,

ОРГАНИЗОВАННЫЙ совместно Московским государственным университетом имени М.В.Ломоносова и Санкт-Петербургским государственным университетом и проведенный на базе МГУ имени М.В.Ломоносова в городе Москве в период с 28 по 30 июня 2011 года,

ОБЪЕДИНИВШИЙ 630 участников из 50 субъектов Российской Федерации и иностранных государств из числа учителей школ, преподавателей вузов, ученых-биологов, специалистов по педагогике и методике преподавания биологии, руководителей образовательных учреждений и представителей органов управления образованием,

ЗАСЛУШАВ приветствия и пленарные доклады Ректора Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова, вице-президента РАН, академика В.А.Садовничего Президента Санкт-Петербургского государственного университета, академика РАО Л.А.Вербицкой, заместителя министра образования и науки Российской Федерации М.В. Дулинова, заведующего кафедрой генетики и селекции СПбГУ, академика РАН С.Г.Инге-Вечтомова, декана биологического факультета МГУ, академика РАН М.П.Кирпичникова, проректора СПбГУ А.А.Заварзина, декана факультета фундаментальной медицины МГУ, академика РАН и РАМН В.А.Ткачука, декана факультета почвоведения МГУ, чл.корреспондента РАН С.А.Шобы, чл.кореспондента РАН И.Ю.Чернова, профессора Московского государственного областного университета В.В.Пасечника, заведующего лабораторией молекулярной генетики Института биологии РАН К.В.Северинова, профессора, гл.редактора журнала "Биология в школе" С.В.Суматохина, а также в общей сложности 189 докладов и сообщений участников Съезда,

ПРИЗНАВАЯ:
Биологическое образование - важнейшим и необходимым компонентом развития личности, представляющим собой не только способ общения и взаимодействия с окружающими, но и основу подготовки к будущей профессии, интеллектуального и творческого развития, понимания законов мироздания, являющимся первичным элементом сохранения здоровья человека и общества, основой биосферного понимания существования жизни и человека на планете земля, охраны природной среды и рационального природопользования;
Биологическую грамотность и экологическое воспитание граждан - необходимым условием для обеспечения устойчивого развития и противостояния наиболее серьезным вызовам современности;

ПРИНИМАЯ ВО ВНИМАНИЕ:
самобытный, эффективный и профессиональный учебно-методический опыт российского педагогического корпуса,
историю развития биологии и биологического образования в России, тенденции развития зарубежных систем образования в сравнении с российской школой,
современные горизонты биологической науки и сферу ее приложения для обеспечения естественно-научной картины мира,
фундаментальное значение биологии для формирования естественно-научного мировоззрения о Вселенной, о развитии жизни на планете Земля

УЧИТЫВАЯ:
разработку новых образовательных стандартов для «старшей школы»;
позитивный опыт взаимодействия ведущих вузов России и школ

ВЫРАЖАЯ ОЗАБОЧЕННОСТЬ:
существенным снижением уровня биологической подготовки выпускников средней школы, что ставит под удар способность России к воспроизводству высококвалифицированных кадров и обеспечения ее технологической и информационной модернизации, наукоемкого и инновационного, эколого-сбалансированного и экономического развития;
наблюдающимся общим падением интереса учащихся школ к биологии;
ориентацией учащихся школ и ряда школьных учителей исключительно на сдачу Единого Государственного Экзамена (ЕГЭ), а не на получение фундаментального биологического образования;
сокращением реально изучаемых в школах вопросов программы по биологии фактически только до фигурирующих в заданиях ЕГЭ и не достаточных для формирования мировоззренческого биологического образования общеобразовательной школы;
попытками подмены научных представлений об эволюции и естественнонаучной картины мира теми или иными формами креационизма;

ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Считать необходимой консолидацию учительского и преподавательского биологического сообщества для укрепления и дальнейшего развития биологического образования и биологической науки в России как стратегически важной основы национальной безопасности, инновационного развития государства и общества в XXI веке и реализации стратегических приоритетов развития России.
2. Считать социально неприемлемым и недопустимым проведенное сокращение числа часов, отводимых на изучение биологии в общеобразовательных классах, и необходимым отводить для изучения биологии не менее 2 часов в неделю с 5 по 11 классы.
3. Настоятельно рекомендовать включить биологию в качестве обязательного предмета во все программы основного общего, среднего общего (полного), начального и среднего профессионального образования, предоставив возможность выбора модели преподавания биологии (линейной или концентрической) учителю.
4. Считать недопустимым слияние самостоятельных школьных предметов (физика, химия, биология, география) в любые искусственные конструкции, например, "естествознание", "валеология" и т.п.
5. Развивать дополнительные натуралистические компоненты биологического образования, расширять проведение исследований в живой природе, на биологических станциях, что даст возможность дополнить научное познание конкретно-чувственным восприятием природы.
6. Разработать нормативно-правовые акты, обеспечивающие упрощение организации, проведения и финансирования полевых исследований и практик школьников.
7. Наряду с развитием комплекса инновационных средств обучения считать необходимым сохранение и развитие традиционной материальной базы биологического образования (сохранение коллекций биологических объектов, коллекционные и учебно-опытные участки, оранжереи, уголки живой природы) в музеях, школах и учреждениях дополнительного образования и учреждениях культуры независимо от ведомственного подчинения.
8. Считать необходимым формировать систему поддержки и развития учреждений дополнительного биологического образования.
9. Рекомендовать поддерживать и укреплять систему подготовки и повышения квалификации учителей биологии и педагогов соответствующего дополнительного образования, усиливая в ней изучение современной биологии с возможностью использования ресурсов классических университетов.
10. Предусмотреть в учебных планах основных образовательных программ по биологическим направлениям классических университетов возможность для обучающихся по желанию изучать педагогику и методику преподавания для последующей работы в школах.
11. Не относить образование к сфере услуг, повысить государственный статус учителя, включая улучшение условий его труда и повышение заработной платы.
12. Модернизировать систему оценки труда учителя, способствовать формированию отношения к профессии учителя как к государственной миссии и повышению престижа профессионального педагогического образования.
13. Считать целесообразным создание постоянно действующей Межрегиональной ассоциации учителей биологии для консолидации опыта учителей и преподавателей биологии, создания условий для профессионального общения и научно-методического обмена опытом, активного участия в разработке и обсуждении стратегических проблем биологического образования, ведения общественного мониторинга состояния биологического образования в целом по стране и на местах.
14. Обратить внимание педагогического сообщества на недопустимость замены преподавания биологии в школе на "натаскивание" к сдаче ЕГЭ по биологии и рассмотрения результатов сдачи ЕГЭ в качестве одного из основных критериев оценки профессионализма педагога.
15. Требовать привлечения профессионального сообщества для оценки качества материалов Единого Государственного Экзамена по биологии и обеспечить дальнейшее совершенствование качества контрольно-измерительных материалов ЕГЭ.
16. Развивать систему работы с талантливыми, увлеченными и мотивированными на изучение биологии детьми, сохраняя дух биологических олимпиад. Содействовать созданию системы государственной поддержки работы с одаренными детьми на федеральном уровне;
17. Разработать и внедрить государственную систему обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья и методического обеспечения работы с детьми, имеющими девиантное поведение.
18. Считать необходимыми разработку действенных мер по обеспечению качества учебной, учебно-методической и научно-популярной литературы, как для учителей, так и учеников, учебно-наглядных, интерактивных пособий по биологии, и проведение компетентной научно-методической и общественной экспертизы учебников и учебных пособий;

ПОДТВЕРЖДАЕТ:
гражданскую и профессиональную востребованность инициативы МГУ имени М.В. Ломоносова и СПбГУ по проведению Всероссийских съездов учителей биологии на регулярной основе;
целесообразность созыва следующего Всероссийского Съезда учителей биологии не позднее 2015 года;
целесообразность создания и организационного оформления «Межрегиональной ассоциации учителей биологии», а также сайта (портала) для учителей биологии и членов Ассоциации.

ПРИГЛАШАЕТ:
педагогические издательства, а также все средства массовой информации к сотрудничеству в распространении идей и документов Съезда в учительской среде, а также к обсуждению предложений по дальнейшему развитию отечественного биологического образования;

ПОРУЧАЕТ:
Организационному комитету Съезда направить настоящую Резолюцию во все образовательные учреждения России, органы управления образованием субъектов Российской Федерации, в Государственную Думу и Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, в Министерство образования и науки Российской Федерации, Правительство Российской Федерации и Администрацию Президента Российской Федерации, опубликовать настоящую Резолюцию в сети Интернет и профильных изданиях, а также подготовить и издать все материалы Съезда в электронном виде.
Участники Съезда выражают глубокую признательность Ректору МГУ имени М.В.Ломоносова, академику В.А.Садовничему за идею созыва Всероссийских съездов учителей-предметников.

Председатель Программного комитета Съезда, д.б.н. профессор МГУ
А.М. Рубцов

Председатель редакционной комиссии, к.б.н., проректор СПбГУ
А.А.Заварзин